(В редакции Законов КР
от 16 мая 2008 года №85, 23 мая 2008 года № 93, 23 января 2009 года №14,
18 мая 2012 года № 60, 10 октября 2012 года №170, 24 июня 2013 года № 99
19 июля 2014 года № 145, 14 января 2015 года № 10)
Настоящий Закон определяет основные принципы организации и регулирования хозяйственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Действие положений настоящего Закона распространяется на все предприятия топливно-энергетического комплекса вне зависимости от их форм собственности.
Статья 1. Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс в Кыргызской Республике состоит из энергетических отраслей. Каждая энергетическая отрасль, а также осуществляемая в такой отрасли деятельность, регулируются положениями настоящего Закона и другими законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются повышение экономической эффективности и надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, защита интересов потребителей и производителей.
Статья 3. Определения терминов
В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующие значения:
возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляются природой и могут быть преобразованы в энергию, включая геотермальную, солнечную, водную энергии и энергию ветра;
вторичные энергетические ресурсы - ресурсы, полученные при переработке первичных энергетических ресурсов с потерей части первичной энергии в процессе такой переработки;
деятельность в топливно-энергетическом комплексе - производство, транспортировка, передача, распределение, хранение, переработка, преобразование энергии, трансформация, торговля или продажа энергетических ресурсов и продуктов;
отрасль топливно-энергетического комплекса - составная часть топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтегазовая, электроэнергетическая и другие);
первичные энергетические ресурсы - ресурсы в естественном состоянии, которые могут быть использованы в качестве топлива (нефть, природный газ, горючий сланец, уголь, торф) и для получения иных видов энергии (ядерное топливо, водная, солнечная энергии, энергия ветра и геотермальных источников);
предприятия топливно-энергетического комплекса - предприятия, занятые одним или несколькими видами деятельности в топливно-энергетическом комплексе, включая естественных монополистов, независимо от их формы собственности;
соглашение о деятельности - соглашение между лицензиаром и владельцем лицензии, определяющее ожидаемые результаты усилий по повышению эффективности деятельности владельца лицензии;
топливно-энергетический комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные структуры, занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и энергоснабжающих и потребляющих системах и территориальных подсистемах;
энергетические продукты - различные виды топлива, нефтепродукты, электро- и тепловая энергии, вырабатываемые из любых видов энергетических ресурсов;
энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии;
энергетические услуги - передача, распределение, продажа, хранение (кроме хранения электрической и тепловой энергии) и транспортировка энергоресурсов;
электрическая энергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления, требующий постоянного, непрерывного и качественного поддержания его параметров в заданных пределах;
уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергетики;
уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять регулирование в сфере обеспечения технической безопасности, надежности и бесперебойности выработки, передачи, распределения и потребления электрической, тепловой энергии и природного газа, а также за эффективностью их использования;
уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса – орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.
(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 93, 24 июня 2013 года № 99, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 4. Государственная собственность на первичные энергетические ресурсы
Все первичные энергетические ресурсы, находящиеся на территории Кыргызской Республики, являются исключительной собственностью государства, и их использование, за исключением использования возобновляемых источников энергии, осуществляется на основании лицензии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 10 октября 2012 года №170)
Статья 5. Форма собственности и форма деятельности предприятий
топливно-энергетического комплекса
Предприятия топливно-энергетического комплекса могут иметь любую организационно-правовую форму деятельности и виды собственности (государственную, муниципальную и частную).
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 85)
Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в топливно-энергетическом комплексе
Правительство Кыргызской Республики определяет энергетическую программу и осуществляет контроль за реализацией данной программы в соответствии с настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами, не вмешивается непосредственно в производственную и хозяйственную деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса.
Функции Правительства Кыргызской Республики в сфере топливно-энергетического комплекса включают:
проведение единой государственной политики в топливно-энергетическом комплексе;
определение общей ценовой политики на продукцию топливно-энергетического комплекса;
установление экономически обоснованных и социально приемлемых механизмов цено- и тарифообразования;
принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в топливно-энергетическом комплексе;
осуществление контроля за надлежащим выполнением нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, направленных на регулирование отношений в сфере топливно-энергетического комплекса;
предоставление и передачу имущественных прав и прав на использование водных, минеральных и иных энергетических ресурсов,
формирование общего рынка энергетических ресурсов в соответствии с принципами, установленными договорно-правовой базой Евразийского экономического союза;
оказание содействия в межгосударственной передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных договорно-правовой базой Евразийского экономического союза.
(В редакции Закона КР от 24 июня 2013 года № 99, 14 января 2015 года № 10)
Статья 7. Полномочия местных государственных органов
в топливно-энергетическом комплексе
Взаимоотношения местных государственных органов и предприятий топливно-энергетического комплекса осуществляются в соответствии с законодательством и другими нормативными актами Кыргызской Республики.
Статья 8. Уполномоченные государственные органы
Уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики функционируют независимо от энергетических предприятий и не вмешиваются непосредственно в их производственную и хозяйственную деятельность. Функции указанных уполномоченных государственных органов определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 19 июля 2014 года № 145)
Статья 9. Функции уполномоченного государственного органа
Кыргызской Республики в области энергетики
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года № 99)
Статья 10. Исполнительный совет
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Статья 11. Финансирование уполномоченного государственного органа
Кыргызской Республики в области энергетики
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года № 99)
Статья 12. Доступ к информации
В целях обеспечения выполнения своих функций и осуществления задач уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики в пределах своих полномочий имеют свободный доступ ко всем документам предприятий топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года № 99, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 13. Национальная энергетическая программа
Национальная энергетическая программа (НЭП) разрабатывается Правительством и одобряется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Целями НЭП являются определение основных направлений развития каждой отрасли топливно-энергетического комплекса, что включает в себя сохранение и эффективное использование энергоресурсов, повышение эффективности систем топливо- и энергоснабжения, энергосбережения, использование экологически чистых видов топлива и сохранение окружающей среды, проведение структурных преобразований, решение инвестиционных, ценовых, налоговых и других вопросов в области энергетики, топливной промышленности и научно-исследовательских работ.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 85)
Статья 14. Охрана природы
Все виды предполагаемой деятельности в топливно-энергетическом комплексе предварительно рассматриваются и оцениваются компетентными государственными органами с точки зрения их влияния на окружающую среду и осуществляются после их положительного заключения.
Статья 15. Пользование землей и недвижимостью
Владелец лицензии имеет право вести производственно-хозяйственную деятельность на выделенном земельном участке с использованием недвижимого имущества, находящегося в собственности государства, административно-территориальных единиц, или иной собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 16. Ответственность
Владелец лицензии несет ответственность и обеспечивает качество электрической энергии на границе собственности, отвечающее требованиям государственного стандарта.
Владелец лицензии несет ответственность за нанесенные владельцу или пользователю недвижимого имущества, другим потребителям энергоресурсов, охране природы и экологии убытки, причиненные при осуществлении деятельности в области энергетики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Правительство Кыргызской Республики несет ответственность за обеспечение компенсационных выплат на энерготопливо для малоимущих граждан, а также за решения уполномоченных государственных органов по выработке политики в сфере энергетики и по надзору и контролю в сфере энергетики, ухудшающие социально-экономическое положение республики.
(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 93, 24 июня 2013 года № 99)
Статья 17. Общие принципы
Правительство Кыргызской Республики стимулирует и создает стабильные и благоприятные условия для инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
Статья 18. Привлечение инвестиций к производственной деятельности
в топливно-энергетическом комплексе
Для стимулирования развития и прогресса в области производства, транспортировки, распределения и снабжения энергопродуктов в настоящем Законе признается роль частных юридических либо физических лиц в данных отраслях и обеспечивается максимальное предоставление им выгодных условий в соответствии с их ролью и вкладом.
Статья 19. Страхование
Инвесторам разрешается в рамках их инвестиций в топливно-энергетический комплекс размещать в местных и иностранных страховых компаниях необходимые для их инвестиций виды страхования. Правительство Кыргызской Республики в отношении их не вводит никаких ограничений, не вмешивается и не воздействует на сроки и другие условия такого страхования.
Статья 20. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания.
Президент Кыргызской Республики |
А. Акаев |